Lighting design
Дизайн освещения


ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ СВЕТОДИЗАЙНЕРА

Сегодня разработка практически любого дизайнерского проекта уже на начальных стадиях его развития должна учитывать те аспекты его реализации, которые связаны с организацией освещения, а именно затрагивают следующие вопросы:

  • насколько значимой составляющей проекта является дизайн освещения?
  • как «выстроить» освещение, отвечающее основному замыслу проекта?
  • как в рамках проекта добиться полноценной реализации заложенных в нём идей организации освещения?

Свет ‒ эфемерная и технически сложно организуемая среда. Он требует от того, кто им собирается «управлять», специальных знаний и уверенного владения специфическими техническими приемами и практическими навыками. Дизайн освещения ‒ это не просто «хорошая визуальная составляющая проекта». Это творческая композиция, в которой искусство, научные знания и экономическая целесообразность вносят равный по своей значимости вклад.

Светодизайнер работает в тесном сотрудничестве с дизайнерами других направлений и, как и все исполнители, получает за свои услуги денежное вознаграждение. Но работа его такова, что ее результаты могут значительно повысить рентабельность разработок всего коллектива проектантов, так как дизайн освещения нередко становится главной составляющей, определяющей успешную реализацию проекта во всех отношениях. Таким образом, участие в проекте светодизайнера может многократно окупить его гонорар еще до начала долгосрочной эксплуатации объекта.

Инвестор и генподрядчик порой не отдают себе отчета в значимости услуг, которые могут быть предоставлены профессиональным независимым консультантом по дизайну освещения. В существующей на сегодняшний день практике, осветительное оборудование может быть подобрано (рекомендовано) дизайнером интерьера или специалистом по электротехнике. Но их предложения по сравнению с теми решениями, которые сможет предложить светодизайнер, вряд ли будут экономически или эстетически состоятельными. Почему? Давайте рассмотрим это в различных аспектах разработки и реализации любого дизайнерского проекта.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Прогресс в сфере оборудования для освещения, а также устройств управления им движется вперед семимильными шагами. Чтобы идти в ногу со временем, применяя новейшие, что также значит «наиболее эффективные» и «экономически оправданные» технологии, светодизайнер должен быть в курсе всех технических новинок. С каждым годом это всё труднее, так как сотни производителей в этой сфере постоянно обновляют ассортимент поставляемых ими товаров. Независимый дизайнер по освещению не имеет никакого отношения, как к продаже, так и инсталляции оборудования. Буквально это означает, что светодизайнер, сохраняя верность своей профессии, не является представителем и не находится под влиянием поставщиков оборудования. Поэтому создаваемый им проект дизайна освещения полностью подчинен решению стоящей перед ним творческой задачи, не будучи никак отягощен интересами «третьих сторон».

2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СВЕТОМ

Сущность света очень иллюзорна. Применительно к архитектуре, это означает, что он проявит себя в полной мере, только «в союзе» с освещаемыми им объектами, формами, фактурами. Это тонкий момент, понимание которого дает светодизайнеру возможность через свет воплощать в реальности сложные художественные структуры, привносить динамику, создавать настроение. Освещение теперь не просто дополняет архитектуру. Оно стало её креативным партнером, который проявляет неочевидное, привносит объемность, насыщает жизнью форму и цвет. Профессиональный дизайнер освещения, призвав на помощь свои талант и опыт, помогает своим коллегам в полной мере раскрыть идею всего проекта.

3. МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ ЗНАНИЙ

Специфика предмета, с которым имеет дело дизайнер освещения, обязывает его к овладению знаниями из самых разных областей, на стыке которых и существует его профессия. Помимо собственного художественного видения и понимания задач дизайнерского искусства, он должен обладать достаточно глубокими познаниями в области оптической физики, электротехники, эргономики пространства, основ бизнеса. Кроме того, ему необходимы знания, затрагивающих его сферу деятельности нормативных документов в области строительства и охраны окружающей среды. Только такое многогранное образование может быть реальной базой для создания креативных идей в дизайне освещения. Из сказанного следует, что профессиональный дизайнер освещения с необходимостью должен быть вовлечен в непрерывный образовательный процесс. Отраслевые выставки, конференции, семинары, мастер-классы и другие формы обмена опытом на фоне здоровой конкуренции в этой среде специалистов вносят неоценимый вклад в личный опыт каждого из них, а также и в дело развития профессии светодизайна.

Сказанного более чем достаточно, чтобы убедительно показать то, что профессия дизайнера по освещению не просто имеет право на существование, но давно уже уверенно утверждает свои позиции. Выступая, как независимый консультант, светодизайнер наиболее близок к реализации заложенных в проекте идей «в чистом виде», без искажения их профессиональными интересами и пристрастиями представителей других специальностей, имеющих то или иное отношение к задачам освещения. В то же время, обладая достаточно глубокими познаниями в смежных областях, он предлагает решения, которые, помимо эстетической составляющей, несут в себе долгосрочный экономический эффект, в значительной степени влияющий на рентабельность инвестированных в проект средств.

<<< в раздел публикации

© 2011-2014 Copyright by STUDIO NEGARA