Lighting design
Дизайн освещения


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПРАВДАННОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В СВЕТОДИЗАЙН

Вопрос стоимости и окупаемости профессиональных услуг светодизайнера имеет большое значение для принятия решения о привлечении этого специалиста в команду разработчиков проекта. Часто он сводится к следующему мнению: зачем нам нужен ещё один дизайнер, если все работы по организации освещения может выполнить, например, подрядчик по светооборудованию, причем почти бесплатно?

На самом деле, на сегодняшний день, мы можем довольно много красноречивых подтверждений того, что профессия архитектурного светодизайна не только имеет право на существование, но и приносит хорошие дивиденды на каждый вложенный рубль, потраченный на гонорар независимого консультанта по освещению. И сомнения в этом могут быть лишь у тех, кто не до конца осознает значимость услуг этих специалистов.

Те же инвесторы, архитекторы и генподрядчики, которые привлекают к разработке своих проектов квалифицированных специалиста по светодизайну, понимают, что их услуги имеют высокую рентабельность как в близкой, так в дальней перспективе. А также знают, что полученная в результате экономическая выгода, в значительной степени превзойдет затраты на оплату этих услуг.

Это объясняется тем, что предложенные дизайнером освещения идеи и решения могут существенно сократить затраты при строительстве, а также снизить издержки при эксплуатации объекта. Здесь будет уместным более подробно рассмотреть те аспекты данного вопроса, где вышеприведенное утверждение наиболее очевидно и многократно подтверждалось практикой.

1. СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ЭТАПЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Обычно, дизайнера по освещению привлекают к работе над проектом, когда размеры бюджета на его разработку уже утверждены. Однако, бывает и так, что этот специалист участвует в проекте уже на этапе формирования бюджета, и здесь его вклад может оказаться даже более значимым. Являясь лицом, не заинтересованным в получении прибыли от продажи светового оборудования, но прекрасно зная и ориентируясь в огромном разнообразии предложений множества производителей, он поможет выбрать именно то, конкурентная стоимость которого определяется качеством, надежностью и долговечностью эксплуатации.

Исходя из своего практического опыта и знаний, независимый консультант по светодизайну может рекомендовать заказчику тех поставщиков и дистрибьюторов, которые могут предложить дополнительные льготы и скидки под предполагаемые объемы и условии поставки оборудования. Также он может предложить определенные решения, используя которые можно снизить затраты на монтаж осветительного оборудования. Таким образом, работа, выполняемая дизайнером освещения, стимулирует здоровую конкуренцию среди поставщиков и монтажных организаций.

В том случае, если для конкретного проекта возникнет необходимость в изготовлении каких-либо осветительных приборов по индивидуальному заказу, светодизайнер сможет корректно сформулировать техническое задание для производителя, что будет гарантировать не только получение оптимального результата, но и поможет избежать дополнительных или незапланированных расходов, связанных с доработкой таких оригинальных изделий.

Как видно из вышесказанного, независимый консультант по освещению работает в тесном контакте с представителями заказчика, поставщиками оборудования и подрядными организациями, преследуя цель полноценного воплощения дизайнерской идеи проекта, и стремясь реализовать это так, чтобы принятые им решения обеспечивали высокое качество и оптимальный результат, оставаясь при этом в рамках выделенного бюджета.

2. СНИЖЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Дальновидные инвесторы и заказчики знают, что снижение стоимости содержания объекта имеет более высокий приоритет в вопросах экономии средств, чем затраты на его проектирование, возведение и ввод в эксплуатацию. Если выделить расходы на освещение в общем списке эксплуатационных расходов по любому объекту, то можно видеть, что они составят довольно значимую часть последних. И эффект от их сокращения может быть довольно таки ощутимым.

Наиболее распространенной проблемой в данном вопросе является избыточная освещенность отдельных зон объекта. Корень этой проблемы в том, что часто специалисты, которым на этапе проектирования была поручена задача разработки схемы организации освещения, руководствуются в этом только формальными требованиями к нормам по освещенности. Также распространенной ситуацией является то, что работа такого специалиста была просто переложена на поставщика осветительного оборудования. Понятно, что здесь не приходится говорить ни о каком понимании вопросов визуальной специфики проекта.

В арсенале профессионального дизайнера освещения есть множество технических приемов, используя которые можно эффективно сократить затраты на киловатты. Например, выбор более светлых оттенков для отражающих свет стен, полов и потоков, может внести свою лепту в снижении затрат на электроэнергию за счет выбора более экономичного осветительного оборудования. Интеграция искусственного и дневного света не только снизит энергопотребление, но и создаст более комфортную атмосферу, благодаря ощущению контакта с внешним миром. Замена излишнего общего света выборочной подсветкой товаров может повысить их привлекательность и косвенно повлиять на рост объема продаж. Существует множество и других убедительных примеров.

3. ВЛИЯНИЕ СВЕТА НА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

Давно доказано влияние качества освещения на различные аспекты нашей повседневной жизни. Хорошо поставленное освещение делает более легким и естественным процесс ориентирования в пространстве, что на подсознательном уровне повышает чувство безопасности, опосредованно влияя на такие факторы как снижение травматизма на производстве, повышение производительности труда торговых и офисных работников, повышение доверия со стороны клиентов и покупателей. Напрямую воздействуя на все перечисленные процессы через организацию освещения, светодизайнер способен добиться положительного влияния на скрытый внутри них «человеческий фактор», способствуя, в конечном счете, росту темпов производства, качества услуг, объемов продаж.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Напоследок, хотелось бы затронуть еще один, в некотором смысле, довольно эфемерный аспект хорошего проекта. Более всего эта особенность знакома дизайнерам и архитекторам. Речь о том, что имеет вполне ощутимый эффект, но что очень сложно занести отдельным пунктом в утверждаемый бюджет. В нашей жизни довольно много явлений, которые легче почувствовать, чем понять. Это в полной мере относится к той разнице, которую мы все ощущаем между заурядным ремеслом и оригинальной дизайнерской идеей, в которой нам раскрывается нечто большее, чем просто достоинства того или иного архитектурного объекта. Поэтому, когда речь заходит именно об этой стороне дела, когда, оставляя в стороне технические навыки, мы говорим о проявлении таланта, роль профессионального дизайнера освещения проявляется с большей очевидностью и убедительностью.

<<< в раздел публикации

© 2011-2014 Copyright by STUDIO NEGARA